Причины «пинков» АКПП
В автосервисе часто можно услышать жалобы на «пинки» со стороны коробки передач? Странный симптом, «пинки», но все водители его понимают. Что это такое? Рывок или сильный толчок сзади во время переключения передач называется «пинком», но важно знать не определение слова, а почему так происходит и как это отремонтировать.
Схема работы коробки автомат
Чаще всего рывки при переключении передач проявляют себя на коробке автомат и перед тем, как разобраться в причинах поломки стоит начать с разбора принципа работы этого вида трансмиссии.
Состоит АКПП условно из трёх частей: электронного, механического и гидравлического блока. Гидравлика в автомате работает по аналогии с МКПП. Крутящий момент двигателя передаётся на коробку передач, путём движения рабочей жидкости под давлением. Перемещается масло от насосного колеса к турбинному. В состав планетарного редуктора входят шестерни, которые фиксируют и изменяют передаточное число на оси. Каждая передача имеет целый пакет фрикционных дисков, которые под давлением масла смыкаются между собой и фиксируют шестерни.
Масляный насос в это время формирует постоянное давление для движения жидкости, что необходимо для плавного переключения передач. Всё масло распределяется по каналам, при этом разделение происходит благодаря сбалансированной работы электромагнитного клапана. Блок управления отвечает за работу клапана, перекрывающего и открывающего каналы для движения масла в нужном цикле работы коробки автомат.
Пока водитель нажимает на педаль газа и не участвует в работе переключения передач, в трансмиссии происходит десяток просчётов каждую секунду. Отвечает за это ЭБУ, который постоянно просчитывает скорость, обороты двигателя, нагрузку и температуру на АКПП, выбирая при этом лучшее время для переключения передачи в повышенную или пониженную.
Какая часть отвечает за плавное переключение передач?
При всей сложности работы АКПП на плавность переключения передач влияет всего два фактора:
1. Работоспособность фрикционных дисков. Перемещение дисков должно быть плавным, с элементом проскальзывания до момента их полной фиксации. При этом фрикционы, отвечающие за предыдущую передачу, должны быть ещё сомкнуты.
2. Между выходным и коленчатым валом не должно быть жёсткой связи. Из-за взаимного проскальзывания ведомой и ведущей муфты, появившаяся нагрузка при переключении передачи гасится в «бублике».
Если алгоритмы работы описанные нарушены или изменены, при переключении передач машина начинает ехать рывками, до момента выравнивания оборотов. Объяснить эту проблему просто. Если следующая передача ещё не включилась, а пакет фрикционном уже разомкнулся на предыдущей ступени, то крутящий момент или вырастит за этот промежуток или упадёт. Как только сомкнутся фрикционные диски на нужной передаче, произойдёт несовпадение оборотов из-за чего, и появляются рывки.
Причины «пинков» АКПП
Первое на что стоит обратить внимание при «пинках» АКПП — это наличие масла. Если в коробке недостаточно рабочей жидкости, значит, создаётся низкое давление, провоцирующее некорректную работу соленоидов отвечающих за смыкание и размыкание фрикционных дисков. Достаточно долить масла до требуемого уровня и проблема исчезнет.
Ещё одна причина может крыться в соленоидах, которые перестали корректно работать из-за поломки в механической или электрической части.
Механические неисправности появляются в результате продолжительного использования масла с содержанием нагара и мусора. Это приводит к появлению задиров и налипанию грязи на клапанах. Как итог, клапана открываются и закрываются несвоевременно, а это сказывается на работе соленоидов.
Проблемы в электрической части сложнее. При появлении «пинков» чаще всего проблема возникает из-за замыкания в электромагнитной катушке. В такой ситуации клапан работает исправно, но тяговые усилия для открытия и закрытия каналов снижены. Масло поступает неравномерно, и при переключении передачи появляются рывки. Долгая эксплуатация автомобиля при замыканиях в электромагнитной катушке ведёт к выходу из строя соленоидов. Перестаёт работать механизм смыкания фрикционных дисков на определённой ступени переключения, а без их работы передача перестанет включаться.
Ещё одна причина дёрганий при переходе с 1 на 2 ступень связана с некорректной работой тормозной ленты. Если фрикционная лента деформирована, она плохо блокирует отдельные барабаны при переключении и, как следствие, появляются рывки.
Причины низкого давления рабочей жидкости
Достаточное давление в системе это залог сохранения работоспособности коробки автомат. Почему снижается давление? Основная причина — это несвоевременная замена масла в коробке передач. Как и любое другое масло в машине, рабочая жидкость в АКПП предназначены для удаления следов горения, пыли и смазывания основных рабочих узлов. Некоторые водители предпочитают не менять масло в коробке, и стоит только представить её состояние после пробега 100–200 тыс. км. При таком пробеге вязкость масла ухудшается, появляется избыточное содержание мусора, что и ведёт к нестабильной работе коробки. Масла меняют после 30–60 тыс. км, но только в том случае, если водитель едет «аккуратно». При спортивном стиле езды, постоянных пробках, буксировке прицепа срок замены масла уменьшается вдвое до 15–30 тыс. км.
Вязкость масла может ухудшиться и при постоянном перегреве. Причина может крыться в загрязнённом радиаторе или сотах теплообменника. Если передачи переключаются с рывками на прогретом двигателе, значит, в первую очередь прочищают радиатор и меняют масло.
Способ диагностики АКПП
Все современные машины обладают возможностью диагностики и это первое, что необходимо провести при плохой работе АКПП. С помощью компьютерной диагностики выявляются коды (ошибки), в системе работы коробки, которые анализируются специалистом и исправляются путём замены деталей, масла или изменением настроек в системе ПО автомобиля.
Если ошибок нет, стоит перейти к этапу проверки масла. Некоторые модели машин оборудованы щупом коробки автомат. Он позволяет проверить уровень масла. Можно проверить и состояние масла, понюхав жидкость и капнув на лист бумаги. Если масло розоватого цвета и без резких запахов, всё в порядке. Жёлтый или чёрный цвет, говорит о продуктах горения. В тех случаях, когда щуп отсутствует, масло можно только слить с картера и по его количеству определить объём и качество.
Увы, но если компьютерная диагностика не выявила ошибки и проверка масла ничего не показала, остаётся только вариант с разборкой АКПП и поиском неисправных компонентов вручную.